Аккомпанемент (франц. accompagnement от accompagner – сопровождать) означает:
-
музыкальное сопровождение сольной партии или партий. Может быть инструментальным и вокальным (вокальный аккомпанемент сольных вокальных партий);
-
все голоса музыкального произведения, сопровождающие ведущую мелодию. Встречается у любом гомофонному произведении.
К аккомпанементу условно относится также сопровождение песни, танца выдержанным звуком или созвучием, гетерофонное варьирование мелодии, строгое дублирование, а также инструментальное сопровождение, дублирующее в унисон вокальные голоса.
Аккомпанемент – музыкальное сопровождение основной партии (мелодии) вокального или инструментального сочинения. Так, Б. А. Брылин определяет, что аккомпанемент - (от французского слова accompagnement – сопровождать) является как гармоничной, так и ритмичной опорой для мелодии. Это сложный комплекс выразительных средств, в котором содержится выразительность гармонической опоры, ее ритмической пульсации, регистра, тембра и т. п.
Генерал-бас (цифрованный бас)
Аккомпанемент появился в конце ХVI века в виде Генерал-баса. Генерал - бас (на немецком Generalbas – буквально общий бас”, на итальянском – basso-continuo). Генерал-бас как тип сопровождения сложился в Италии, когда аккомпанемент был еще необязательным, но уже желательным элементом исполнения полифонических произведений. Необходимость аккомпанемента отражала новые музыкально - эстетические стремления конца XVI века, связанные с развитием гомофонии в европейской музыке ("эпоха Генерал-баса”).
Генерал-бас поддерживал басом сольную мелодию, а подчиненные голоса, которые импровизировались по партии цифрованного баса, наполняли гармонию.
Генерал-бас – непрерывный бас, цифрованный бас (ит. basso numerato), басовый голос с цифрами, обозначающими интервалы или созвучия, на основе которых исполнитель строит аккомпанемент.
Цифры, стоящие над или под басовым строкой, указывают на те диатонические интервалы от баса, которые составляют специфику созвучия: 6-секстаккорд, 64 – квартсекстаккорд, 7-септаккорд. Знаки альтерации выставляются только возле 9 цифры. Условность записи дает исполнителю - органисту (клавесинисту) свободу в выборе деталей фактуры, то есть предполагает элемент импровизации, которая основывалась на идее соло.
Образцы Генерал-баса встречаются в произведениях К. Монтеверди, Г. Шютца, Г. Персела, А. Корелли, А. Вивальди, Ж. Ф. Рамо, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя. Пособия по Генерал-басу как учения о построении и сочетания аккордов частично совпадали с предыдущими учениями о гармонии.
Цифровой способ записи партии аккомпанемента возродился в джазе и эстрадной музыке. Буквенные и цифровые обозначения функций и аккордов над мелодией песни мы и сейчас будем применять для записи аккомпанемента.
Облигато
Начиная с 60-х годов XVIII века импровизированный аккомпанемент начал вытесняться аккомпанементом, что полностью выписывался композитором, так называемый "облигатный". (Оbligato – облигато ит., от лат. obligatus – обязательный, непременный.)
Аккомпанемент obligato сложился в творчестве основателей венской классической школы и не предвидел импровизационности. Для того, чтобы определить причины и характер трудностей, связанных с овладением техникой создания (подбора) аккомпанемента, а также выработать некоторые практические рекомендации по развитию этого навыка, необходимо осознать важнейшие особенности создания аккомпанемента за фортепиано как специфического вида практически-творческой деятельности.
Подбор аккомпанемента
Некоторые музыканты - практики считают, что можно развить навыки сборки аккомпанемента на слух, овладев общими закономерностями о последовательности аккордов. При этом они предлагают ряд самых типичных, по их мнению, последовательностей аккордов, встречающихся в гармоническом сопровождении к песням. См. таблицу аккордов для фортепиано. Приведем некоторые из них в тональности До мажор:
1. C – H7 – E7 – A7 – D7 – G7 – C Каждый раз, пропуская в этой последовательности второй аккорд, можно образовать еще 4 последовательности:
2. C – E7 – A7 – D7 – G7 – C
3. C – A7 – D7 – G7 – C
4. C – D7 – G7 – C 5. C – G7 – C
При этом рекомендуется играть сначала первую последовательность, если же она не подходит – вторую и т. д. Может оказаться, что последовательность подходит хорошо, хоть некоторые из аккордов кажутся неправильными. В этом случае советуют заменить их минорными аккордами на той же ступени.
Образованные последовательности рекомендуют выучить наизусть и пытаться использовать в песнях:
6. C – F – C
7. C – C7 – F – Fm – C – G7 – C
8. C – C7 – F – Fm – C – A7 – D7 – G7 – C
9. C – C7 – F – Fm – C – H7 – B7 – A7 – D7 – G7 –C
Искать полного совпадения одной из приведенных гармонических последовательностей с реальной гармонической схемой не следует, поскольку одна из выбранных последовательностей не обязательно должна быть полной. Аккорды могут резко обрываться внутри одной последовательности и затем начинаться внутри другой. В процессе обучения особое внимание уделяется многократной игре этих последовательностей сначала в одной тональности, а после их слухового освоения – в других. В этом методе подбора, наряду с такими недостатками, как отсутствие типичных последовательностей для песен, написанных в минорных тональностях, узкой направленностью в традиционную гармонию джаза, далекую от отечественного песенного, тем более школьного репертуара, само строение репертуара носит формальный характер.
Формальные методы обучения аккомпанементу получили весьма значительное распространение в США и некоторых других странах. Такие авторы как Джерри Купер, Джо Виера считают, что излишнее теоретизирование тормозит приобретение практических навыков музицирование, в частности у начинающих. В результате появились учебные пособия по аккомпанементу на слух, напоминающие справочники. Возможны гармонические движения в каждой отдельной тональности подаются в виде схем и объединяются в таблицы, где представлены последовательности трезвучий и септаккордов, выписанных в буквенно-цифровом обозначении.
Принцип пользования таблицами таков: играя подряд последовательности с начала таблицы, находим соответствие одной из них первым тактам интересующей нас песни и выписываем найденные аккорды. Затем, используя другие последовательности, ищем продолжение гармонической схемы, пока не подберем всю схему.
Пользуясь этими таблицами, действительно можно подобрать гармонию к популярным песням, написанных в мажоре и миноре. Постоянная игра этих последовательностей безусловно принесет определенную пользу. Однако сам метод является сугубо формальным и может выступать лишь как один из дополнительных, но не основных законов развития гармонического слуха и обучение гармонизации мелодий.
Основными аккордами, используемыми при гармонизации мелодий, являются септаккорды, построенные на основных степенях гам. Так, на ступенях к мажорной гаммы образуется ряд септаккордов, называемый диатонической шкалой:
С7-Dm 7-Еm7-F7-G7-Аm7-H7.
Эти аккорды обозначаются римскими цифрами и применяются к любой мажорной и минорной тональности:
-
I, IV степени - всегда большие мажорные септаккорды;
-
II, III, VI – всегда минорные септаккорды;
-
V-доминантный септаккорд;
-
VII-малый уменьшенный септаккорд.
Запись гармонии с помощью этой шкалы выглядит следующим образом:
I – VI – II – V – I – IV – II – I.
В тональности до мажор имеем соответствующую последовательность аккордов:
С7 – Аm7 – Dm 7 – G7 – С7 – F7 – Dm 7 – С7.
Авторы метода считают, что такая запись становится универсальной и значительно упрощает анализ и запоминание гармонических последовательностей. Опираясь на опыт отечественных и зарубежных педагогов, авторы метода проанализировали песни школьного репертуара, выявили общие гармонические закономерности, выделили типичные аккордовые последовательности и обработали универсальные формулы гармонического движения в соответствующих стереотипах сопровождения.
Образовались следующие схемы, которые вписываются в формулу как для мажора, так и для минора:
Чтобы получить более усложненные последовательности, необходимо рассмотреть один из вариантов взаимодействия параллельных тональностей, которые часто встречаются. Слияние минорной и мажорной формулы дает, например, следующие типичные последовательности:
Am – Dm7 – G7 – C – F – H7 – E7 – Am или: C – Am7 – Dm7 – G7 – C.
Дальнейшее развитие приведенных последовательностей, то есть дальнейшее добавление аккордов в изученные схемы, связанный с законами квантового круга и хроматического соединение аккордов.
Так, используя квинтовый круг в мажорной последовательности И – II-V-и, между аккордами I и II ступеней можно вставить аккорды VI степени, или VI7, то есть в до мажоре Am или А7.
Итак, будем иметь следующую формулу:
I-VI-II-V-I
или в до мажоре:
C – Am7 – Dm7 – G7 – C; C – A7 – Dm7 –G7 – C.
Соответственно в последовательности І-ІІ7-V-I будем иметь:
C – Am7 – D – G7 – C; C – A7 – D7 – G7 – C
Объединив указанные аккорды в единую формулу будем иметь:
Подытоживая сказанное об изучении типичных гармонических последовательностей и одного из методов их расширения, можно рекомендовать такую схему подбора аккомпанемента к мелодиям песен. Выбрав удобную для пения тональность, следует проиграть предложенные выше основные, типичные для данной песни, гармонические последовательности и на слух определить подходящие формулы. На случай затруднения нужно определить место I, IV и V ступеней из баса, а затем, пользуясь описанными выше правилами, заполнить промежутки дополнительными аккордами.
Авторы метода отмечают, что для овладения аккомпанементом на слух недостаточно знать основные закономерности гармонии – необходимо уметь воспроизводить их на инструменте в определенных структурах – фактуре изложения, опираясь в выборе гармонии и стереотипов сопровождения на конкретную мелодию песни.