Начинать работу над овладением правой педали можно тогда, когда ученик исполняет пьесы 2-мя руками, обладает штрихом legato, имеет начальные навыки слухового самоконтроля (кон. 1 - нач. 2 года обучения).
Есть такие виды педализации: прямая, запаздывающая.
У современного фортепиано есть 2 или 3 педали (правая - демпферная, средняя – педаль органной ноты, левая – unacorda, что означает одна струна). У электронных пианино есть сустейн-педаль, которая работает аналогично правой педали на акустическом пианино или рояле.
Функции правой педали: фактурная (связывает звуки, которые нельзя удержать пальцами), гармоничная, тембральная (обогащает краску звука, дает возможность колористически смешивать гармонии), ритмичная.
Функции левой педали: темброво-динамическая; для имитации штрихов различных инструментов.
Как обозначают педаль в нотах
Общепринятые обозначения педали - нажим правой педали обозначается знаком Ped. или P. для снятия педали используется знак *.
Левая педаль обозначается пометкой una corda, ее снятие - пометкой tre corda. Стоит упомянуть, что Бетховен первым начинает обозначать педаль в своих произведениях, хотя делает это только в особо важных по его мнению местах.
Нет однозначного мнения относительно того, с какой именно педали, прямой или запаздывающей, стоит начинать употреблять в начале обучения. Если начинать с прямой, ребенок легко научится координировать движения руки и ноги вниз, но его внимание не сосредоточено на звучании, и позже трудно перейти на запаздывающую педаль. А если начинать с запаздывающей - это труднее, но внимание будет на звучании, тембре звука, игре legato.
Подготовительные упражнения перед началом работы с педалью:
-
Знакомство с механизмом инструмента
-
Посадка, положение ноги
-
Сравнение звучания аккорда на педали и без нее
-
Гаммоподобная последовательность на legato и с подменой педали на каждом звуке
Репертуар для начала игры с педалью:
Пьесы в медленном темпе, спокойном характере, где можно брать педаль на 1-2 выразительных аккорда. (напр. «Болезнь куклы» Чайковского, «Прелюдия» Тетцеля).
С 3-го класса и позже можно совмещать прямую и запаздывающую педализацию. В старших классах можно использовать 2 педали.
Рост требований к исполнению сложных произведений создает проблему владения такими сложными и тонкими приемами педализации, как полупедаль, подмена педали, подхваты звука педалью, дифференциация глубины нажима.
Решающие факторы качественной педали:
Нормальный слух, интуиция, знания и опыт, вкус.
Педализация зависит от регистра, динамики, акустических качеств пианино и помещения, а также от художественных намерений исполнителя.
Г. Нейгауз писал, что поиск педализации произведения - это решение "системы уравнений с несколькими неизвестными". Это сложный и комплексный процесс.
Существуют такие важные факторы, определяющие педализацию произведения:
1. стилевые особенности произведения;
2. единство музыкальной характеристики образа, которая требует определенного звукового колорита;
3. фактурные особенности, различные способы пианистического изложения как основа педальных закономерностей;
4. зависимость педализации от различных регистров;
5. зависимость педали от динамических оттенков;
6. взаимосвязь между педализацией и темпом исполняемого произведения;
7. индивидуальное туше, как сочетание способа индивидуального звукоизвлечения с соответствующим уровнем усвоения приемов педализации.
Итак, труд над педализацией является частью художественного воплощения музыкального произведения, искусство педализации всегда является индивидуальным, зависимым от общей музыкальной культуры, художественного и пианистического развития исполнителя.