Игра на большинстве перкуссионных инструментов предполагает серьезные навыки звукоизвлечения. В этой статье разберем, почему для детей, которые хотят научиться играть на ударных музыкальных инструментах, лучше начать с джембе.
Джембе — западноафриканский барабан. Функции: и соло, и аккомпанемент. Изготавливают джембе из цельного куска древесины, форма инструмента — кубок с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи. Играют на джембе двумя руками. Техника игры предусматривает применение трех основных тонов — это низкий удар, высокий и шлепок.
Джембе - самый простой инструмент, которым может овладеть даже дошкольник.
Чтобы барабанщик научился хорошо играть, сначала он должен долго тренироваться выстукивать каждый следующий звук экстремально медленно и раскованно. При этом важно сохранять ритмику. Срабатывает правило: что медленнее, то быстрее.
Поэтому, начинающим барабанщикам будет полезно поиграть в барабанном круге, очено популярном на Западе. Drum Circle — барабанный круг — поощряет детей их прислушиваться к миру с большим позитивом. Методика работает даже с детьми, слышащими звуки иначе или тем, кто не слышит их вообще.
Автор идеи барабанного круга - Артур Халл (Arthur Hull). Смысл барабанного круга в том, что каждый, независимо от того, играл ли он раньше на ударных инструментах или нет, садится и играет — то, что слышит и что может.
Ведущий барабанного круга не является тренером или педагогом в обычном смысле. Его называют фасилитатор, от английского to facilitatе - упрощать. Он создает условия и физическую и психологическую атмосферу: участники чувствуют, что им играть просто.
Фасилитатора можно назвать более привычным для нас словом-дирижер.
Педагог всегда должен видеть возможности. Основная цель в работе с детьми — заинтересовать,
а также помочь им научиться, избежать напряжения, что традиционно есть в тандеме «педагог-ученик».
Основа барабанного круга — это эффект со-настройки (играть вместе, слушая коллег) и полиритмия. Последняя является сложной для нашего «уха», которое настроено большеина мелодику, чем на сложный ритм. Главная роль ритма присуща африканской, латиноамериканской музыкальным культурам. Задача фасилитатора -несмотря на все трудности, делать игру интересной.
Ощущение ритма и слуха есть у всех, но кое-кто словно "зажат" и должен расслабиться. Следует идти к ритмике через «тело» — через механику и моторику, тогда все будет гармонично.
Формат круга помогает создать максимальный контакт участников. И здесь важнее процесс, а не результат: то есть что и как человек делает, а не для чего. То есть цель — процесс и, соответственно, самоощущение «на выходе».
Игра — самый прогрессивный способ обучения
Традиционно как первый ударный инструмент используют маракасы. Но маракасы лишь на первый взгляд — простой инструмент: новичок с их помощью создает больше шума, чем организованного ритма.
Поэтому, для детей, которые хотят научиться играть на ударных инструментах лучше использовать джембе.
Прежде всего посадка по инструменту является удобной: садимся на стул, кладем руки на колени, а между коленями — джембе. Все, играть удобно.
Ощущение ритма и слуха есть у всех, но кое-кто словно "зажат" и должен расслабиться. Советуем идти к ритмике через «тело» — через механику и моторику, тогда все будет гармонично.
Основной подход в работе с детьми — помогать им играть, создать условия, чтобы они поиграли вместе, так же, как и в барабанном круге. Сначала можно играть "шум", затем пробовать различные ритмичные фигуры.
Задача педагога или взрослого, помочь ребенку почувствовать ритм и научиться самому придумывать собственные ритмы.
Ритмотерапия с помощью джембе
Система образования, которая содержит план и поступательный ход по всем его пунктам безнадежно устарела. Она имеет право на существование, но педагоги обязаны четко осознавать, что мы живем в ХХІ веке и приоритеты образования сейчас совершенно другие.
Музыкальный педагог учит ребенка исполнять музыку, чтобы овладеть навыками игры на инструменте, чтобы стать музыкантом, культурной личностью.
Но сегодня музыкальный педагог может еще и выполнять функцию музыкального терапевта. Что это значит?
Например, педагог может научить детей принципам взаимопонимания с помощью барабанного круга. Дети приходят на занятия и отвлекаются от жизненных проблем, забывают о проблемах со здоровьем, здесь и сейчас ощущают комфорт, уют и заинтересованность.
Игра — наиболее естественный и самый прогрессивный способ обучения, как детей, так и взрослых: разницы нет, потому что играть любят все.
С помощью музыки и игры в коллективе надо стремиться привить детям чувство сообщества, важности собственного мнения, мнения другого и общего результата.
1. Дети чередуют удары правой и левой руками в центр джембе — «басовые» четверти.
2. Правой рукой играют «басовые» четверти, как в первом упражнении, а левой добавляют
слабые восьмерки "верхним" тоном-создают ритмичные рисунки.