Симфонический жанр в творчестве Чайковского реализован в следующих направлениях.
Собственно симфонии: почти все выдержаны в составе традиционного четырех частного цикла, кроме третьей - пять частей.
Часто поклонников творчества Петра Ильича Чайковского интересует вопрос. Сколько симфоний написал композитор за свою жизнь? Отвечаем - всего у Чайковского 8 симфоний (одна из них неоконченная).
Вот их список:
-
Первая симфония "Зимние сны", g-moll, 1874;
-
Вторая симфония, c-moll "Малороссийская" (или "Украинская), 1873;
-
Третья симфония, D-dur, 1875;
-
Четвертая симвония, f-moll, 1877;
-
"Манфред", по трагедии Дж. Байрона, h - moll, 1885;
-
Пятая симфония, e-moll, 1888;
-
Симфония (без No), Es-dur, 1891-92, не закончена;
-
Шестая симфония (Патетическая) h-moll, 1893;
1. Симфония № 1 Соль минор Op.13 "Зимние грезы" ("Зимние сны")
Прослушать:
2. Симфония №2 (op.17) С минор
Прослушать:
3. Симфония № 3 D Major Op.29 "Польский"
4. Симфония № 4
5. Симфония № 5 ми минор op. 64 в 4-х частях
6. Симфония №6 си минор "Патетическая"
7. Симфония "Манфред", op.58
Симфониям Чайковского присущи различные содержательные воплощения от картинно- жанровых проявлений в первых трех циклах к созданию сложных концепций драматического или трагедийного типа. Последние IV, V, VI формируют своеобразный мегацикл, симфонические драмы, с определенными проявлениями автобиографичности.
Показательна функция вводных разделов, тематизм которых выполняет лейтмотивные качества интонационного зерна в формировании основного тематического материала. Весомое значение приобретает тембровая драматургия, где столкновение низких медных духовых инструментов из деревянными-духовыми и струнными способствует формированию напряженной концепции произведения.
Программные одночастные произведения (поэмы, фантазии, увертюры-фантазии, баллада) опираются на обобщенный тип программности с отсутствием сюжетного событийного движения. Столкновение образов (Шекспир, Данте, Мицкевич, Островский) формируют конфликтную драматургию с расширением лирического тематизма и повышенным значением вступления и коды.
- Увертюра "Гроза" (по А. Островскому), 1864;
- симфоническая фантазия "Фатум", 1868;
- увертюра-фантазия "Ромео и Джульета" (по Шекспиру), 1869, 1880;
- фантазия «Буря» (по Шекспиру), 1873;
- фантазия «Франческа да Римини» (по Данте), 1876;
- увертюра-фантазия «Гамлет» (по Шекспиру),1888;
- симфоническая баллада «Воевода " (по произведению А. Мицкевича), 1891;