Что такое темп?
Темпом называется степень скорости исполнения музыкальных произведений. То есть темп - это скорость развертывания звуковой ткани музыкального произведения в процессе его исполнения
Темп обусловлен содержанием, характером и жанром музыки. Темп может быть постоянным для всего произведения или изменяться в течение его исполнения.
Обозначается темп отдельными словами, которые пишут в начале музыкального произведения или в месте его изменения над нотным станом: «быстро», «медленно», «умеренно» и т. др. Употребляются также отдельные небольшие фразы, например: «медленно, с чувством», «быстро, с огнем» и т. п. Итак, обозначается не только скорость, но и характер исполнения.
Постоянный темп произведения или его части обозначается большей частью итальянскими терминами, которые используются с XVII века. Для уточнения темпа используют метрономические обозначения. Метроном (от гр..- мера, - закон) - прибор, маятник которого отбивает необходимое количество ударов в минуту.
Наиболее известным является метроном Мельцеля (1816 г.). Они пишутся в начале произведения около итальянского термина, если он есть, и указывают, какому количеству ударов метронома за минуту соответствует указанная продолжительность. Темпы в порядке увеличения скорости делятся на медленные, умеренные и быстрые.
Наиболее употребляемые значения темпов
Изначально эти термины обозначали характер музыки. Так, Allegro означало весело, и лишь потом стало означать быстро. Иногда для определения темпа пользуются названиями пьес, имеющих традиционно установившуюся скорость. Чаще используются словосочетания в темпе менуэта, в темпе вальса, мазурки, полонеза и другие.
Медленные темпы
Итальянский термин | Транскрипция | Обозначение | Метроном |
Largo | лАрго | очень медленно, широко | 42-66 |
Lento | лЕнто | медленно, протяжно | 52-108 |
Adagio | адАжио | медленно, спокойно | 66-76 |
Умеренные (средней скорости) темпы
Итальянский термин | Транскрипция | Характеристика | Метроном |
Andante | андАнте | свободно, не спеша | 56-88 |
Andantino | андантИно | немного быстрее, чем andante | 80 |
Moderato | модерАто | умеренно | 66-126 |
Allegretto | аллегрЕтто | подвижно, медленнее, чем allegro | 100-108 |
Быстрые темпы
Итальянский термин | Транскрипция | Характеристика | Метроном |
Allegro | аллЕгро | быстро | 84-144 |
Vivo | вИво | бодро | 80 |
Vivance | вивАче | резво, быстрее, чем allegro | 140 |
Presto | прЕсто | ыстро, быстрее, чем виваче | 150 |
Prestissimo | престИссимо | очень быстро, как можно быстрее | 200-208 |
Агогика
Рядом с обозначениями постоянных темпов широко используются термины, указывающие на их усиление или ослабление.
Чтобы достичь в выполнении наибольшей выразительности, к приведенным выше терминам часто добавляют еще некоторые обозначения, например: «более», «менее», «не очень», «всегда» или «все время» и др.:
Выразительность:
piu | пью | больше |
meno | мЕно | меньше |
non troppo | нон трОппо | не очень |
sempre | сЕмпре | всегда, все время |
poco | пОко | немного, чуть-чуть |
poco a poco | пОко a пОко | постепенно |
con moto | кон мОто | с оживлением |
piu mosso | пью мОссо | более подвижно |
meno mosso | мЕно мОссо | менее подвижно |
Темп произведения, как уже отмечалось, не всегда остается неизменным, но не всегда он меняется резко — с быстрого на медленный и наоборот. При постепенном переходе от одной скорости к другой применяют обозначения: «ускоряя», «замедляя», «в прежнем темпе» и др.
Скорость:
accelerando | (аччелерАндо) | ускоряя |
animando | (анимАндо) | оживленно |
rallentando | (раллентАндо) | сокр. rail - замедляя |
ritardando | ритардАндо | сокр.rit - замедляя |
ritenuto | ритентуто | сокр. riten - замедляя |
a tempo | а темпо | в том же (прежнем) темпе |
Характер исполнения:
animato | аниМато | возвышенно, оживленно |
brilliante | бриллиАнте | блестяще |
con animaкон | анимА | с чувством |
con doloreкон | долОре | печально |
dolce | дОльче | нежно |
espressivo | эспрессИво | выразительно |
gracioso | грациОзо | грациозно |
scherzando | скерцАндо | шутливо |
cantabile | кантАбиле | певуче |
В партитурах темп выписывается над верхним нотоносцем, а также над струнно - смычковой группой, над верхней строкой хоровых партий, над партиями фортепиано и солистов. Кроме итальянских обозначений, в изданиях для широкого круга любителей музыки, а также в педагогической литературе темп нередко записывают на родном языке.
Если над нотой (или аккордом) стоит знак фермата (итал.fermata — остановка), то он означает задержку на этой ноте (или аккорде) на неопределенное время. Фермата может стоять также и над паузой. Темп произведения после ферматы может оставаться прежним или меняться.
знак фермата
Некоторые характерные особенности исполнения имеют отдельные условные обозначения. Одним из них является Лига, указывающая, что несколько разных по высоте нот, связанных ею, следует выполнять legato (легАто) - то есть связно, на одном дыхании.
легато
В противоположность связному исполнению бывает исполнение staccato (стаккАто) - отрывочное. Его обозначают точкой, которую ставят над или под нотой.
стаккато
Если все звуки произведения надо выполнять отрывисто, вместо точек над каждой нотой под нотным станом пишут sempre staccato — «все время стаккато». Или в первом такте ставят точки над нотами, а затем под нотным станом пишут simile (ит. симИле), что означает: "так, как и раньше", то есть каждый звук и далее следует выполнять отрывисто.
Вообще слово simile употребляется тогда, когда надо показать, что характер исполнения не меняется по сравнению с первоначальным. Для обозначения внезапного перехода с громкого исполнения на тихое, употребляемое слово subito (субито) — внезапно. Часто его пишут сокращенно -sub., например sub. р (субито пиано) - внезапно тихо. Иногда в нотах встречается слово ten. (ит. tenuto — тенуто), что в переводе означает «выдержано». Нота (аккорд), над которой это слово стоит, выдерживается в пределах указанного ритма. Такой прием применяют, чтобы добиться большей выразительности мелодии. Короткая черточка ( — ) над нотой или аккордом означает, что эту ноту (аккорд) следует исполнять на музыкальном инструменте или голосом мягко и переходить с одного звука на другой плавно.